Размер шрифта:
Тип шрифта:
Цвета сайта:
Изображения:
Интервал между буквами (Кернинг):
Межстрочный интервал:
Выберите шрифт:
Выбор цветовой схемы:
Природа родного края.png

Природа родного края.

Сельское поселение Подъём-Михайловка образовано из четырёх сёл:

село Подъём-Михайловка которое как утверждают старожилы основано в середине 17 века в Уральских степях. Малонаселённая и пустынная степь служила прибежищем для беглых людей различного звания: крестьян, казаков, солдат. Первыми поселенцами были пришельцы из Саратовской, Пензенской, Симбирской, Смоленской губерний. Крестьянство густо населённого центра страны жило неотступной думой о земле. Безземелье, постоянная нужда, голод, долги гнали разорившихся крестьян искать счастье в далёкие необжитые края. Волна переселений особенно усиливалась в неурожайные годы. Засухи , которые повторялись через 3-4 года, влекли за собой голод и разорение тысяч крестьянских хозяйств. Вот это дало толчок, что люди из Пензенской, Саратовской, Смоленской губерний стали переселяться на новые необжитые места. Деятельность крестьян главным образом сосредотачивалась на хлебопашестве. В Саратовской губернии был знаменитый князь Милютин. Откуда его выслали, и он решил поселиться в Самарской губернии на землях башкирских пастбищ в Уральских степях. Башкирские пастбища как раз и располагались на землях ныне села Подъём-Михайловка Николаевского уезда, Симбирской губернии. Первые поселенцы расположились за речкой , а вся остальная территория, прилегающая к населённому пункту , была занята лесами и выгонами. О происхождении названия села существуют две версии ( по рассказам сторожилов)

Первая версия: первые поселенцы прибыли на местожительство в день крестьянского праздника Михайлова дня , и они назвали это село Михайловским. Дорога на Самару в этом месте находилась на высоком крутом подъёме. Чтобы преодолеть этот подъём, путники останавливались у подъёма на отдых, а зачастую и на ночевку. На вопрос « Где вы ночевали?» отвечали: « У подъёма». Отсюда укоренилось и второе название, ныне существующие Подъём-Михайловка.

Вторая версия: На земле Башкирских пастбищ поселилась небольшая группа людей (большей частью мужчины). Из данной группы людей по своей организаторской способности выделялся Михаил. И по его имени этот хутор назвали Михайловским. А позднее, когда через этот хутор стала проходить дорога на Самару, его назвали Подъём-Михайловкой, так как здесь начинался большой крутой подъём в сторону Уральска и Самары.В конце хозяйственного года по крестьянскому обычаю устраивались празднества. В каждом населённом пункте праздники имели своё название. Так и здесь жители этого хутора назвали свой праздник Михайловым днём в честь уважаемого организатора Михаила. Поселение стало расти.Но новосёлы стали занимать территорию по другую сторону реки, которое имело название Моча. Начало оно своё брало в Кузябовской волости Николаевского уезда и текла на протяжении 60 верст по границе между Николаевским и Бузулукскими уездами. А потом уже служила границей на протяжении 50 верст между Николаевским и Самарским, а затем круто поворачивала на север и впадала в Волгу.Подъём-Михайловка находилась в 60 верстах от Самары. Население Подъём-Михайловки в основном мордва. Пахотной земли не было. Сенокосной территории тоже не было, так как это были башкирские пастбища. Удобной земли было 11556 десятин, неудобной-3400.

Земли степные, черноземные. Суглинистых и солонцовых земель мало.

Где-то в начале 18 века в селе Подъём-Михайловка насчитывалось 331 изба, среди населения были бездомовые-19 семей. Но были и такие, которые имели пятистенки- 20 семей.

Отсюда и начинается в основном вся история села. Приблизительно к 1812г насчитывалось 180 домохозяйств. Население было: мужчин-1692 человека

Женщин-1757 человек

Мужчин от 18 до 60 лет-813 человек ( из общего числа)

Женщин от 16 до 55 лет -874 человека ( из общего числа)

На душу приходилось по 10,6 десятины земли, на надел двора- 23,2 десятины.

К 1859 году число дворов стало 256, число жителей: мужчин-1113 человек, женщин-1205 человек.

К этому времени была построена церковь православного типа. Церковь была основным местом сборища людей. Она же в эти годы являлась и местом «просвещения». И поэтому в данном селе возникла необходимость создания церкви. Церковь была построена на средстве жителей П-Михайловки, Яблоневого Оврага, Дмитриевки, Мокши, Богдановки. Построена церковь приблизительно в начале 18 столетия. Сооружение церкви было вызвано еще и тем, что на все служения приходилось ездить, справлять в другие села. Пути сообщения между селами были плохими, транспорт был примитивным. Зачастую приходилось ходить пешком. Это отнимало много времени, отрывало народ от сельскохозяйственных работ. Это дало толчок создания церкви. Приблизительно в 1910 – 1915г. жители села Подъём-Михайловка отмечали 100-летие существования церкви. Как реликвия старого, она сохранилась до наших дней.

Село Яблоновый Овраг

Село Яблоновый Овраг основано во второй половине 17 века Молоканами. Топоним произошел от оврага, заросшего дикими яблонями. В 1859 году в селе было-161 двор, свыше 1850 жителей, была церковь, /Одна из версий/. Первые поселенцы прибыли в село из Тамбовской губернии и было их немного, насчитывалось 18-20 дворов. Места были ягодные, деревню окружали глубокие озёра, в которых водилось много рыбы. До революции в селе землей владела община. Община выделяла из государственных земель наделы. Вокруг села стали появляться хутора. О природе родного села заботились организованно; высаживались дуб, ясень, смородина, охранялись озёра. В 1928 году в период коллективизации, село было разбито на артели. В 1929 году все село добровольно вступило в колхоз. Колхоз продержался до марта месяца. Нежелающих вступать в колхоз объявляли саботажниками, помощниками кулаков и выселяли всех членов семьи, имущество подлежало конфискации. Причем, жителям села запрещалось давать им ночлег и помогать. В 1933 году начался страшный голод. Каждому работнику в день выдавалось по две ложки муки, умирало по 20-30 человек в день. Жители стали покидать село. В 1934 году колхоз разделили на две части: колхоз «имени Кирова» и колхоз «имени Чапаева». Оставшаяся скотина в колхозе была поделена. В 1935-1936 годах с хлебом стало немного получше, село оживало. В годы Великой Отечественной войны колхозники облагались непосильными налогами: сдавалось молоко, мясо, картофель, шерсть т.д. При недосдаче продукты отбирались силой. Таковы были суровые законы военного времени. А на трудодень выдавалось 100 граммов муки, да и это не всегда можно было заработать. Все продукты шли на фронт. Полевые работы выполняли женщины и дети. Также они были мобилизованы шить шубняки, гимнастерки для солдат. Но как ни трудно жили, вспоминают односельчане, люди были очень дружны, может быть поэтому и осилили беду: делились куском хлеба, помогали друг другу во всем. В 1958 году колхозы «имени Кирова» и «имени Чапаева» объединились в колхоз «40 лет Октября» и насчитывалось 146 дворов.

Поселок Дудачный

В восьми километрах южнее волостного центра Подъём-Михайловка по трассе на Большую Глушицу есть перекресток. Западное ответвление от трассы ведет к поселкам Тридцатый и Подлесный, а восточное – к поселкам Озерки, Дудачный и Восточный, которые именно в таком порядке и вытянулись вдоль речки Малая Вязовка. Среди населения поселков, как отмечено в административном справочнике, преобладают украинцы, хотя, конечно, современный этнический состав этой местности очень пестрый. Но осваивали эту территорию именно украинские переселенцы в 19- начале 20 века. Они прибыли сюда в основном из Полтавской, Харьковской, Черниговской губерний. Среди них было немного белорусов, поляков и других. Особенно усилился поток вольных крестьян-переселенцев после отмены крепостного права в 1861 году. Основная масса переселенцев в конце 19 века направлялась на юг и восток от Самары, так как все земли к северу еще раньше успели захватить помещики. Оставляли крестьяне «ридну неньку Украйну» и двигались в неведомые дали из-за голода. В дореволюционные годы в царской России, в том числе и на Украине, голод свирепствовал каждые 10-15 лет. Причина – примитивные агротехнологии и агротехника, которые не позволяли противостоять стихийным бедствиям. Сюда же надо добавить отсутствие сколько-нибудь значительной государственной поддержки сельскохозяйственного производства. Крестьянин был предоставлен самому себе, и со своей клячей и деревянной сохой он оставался на один с непредсказуемой природой. Другая причина освоения переселенцами Самарского края – наличие большого фонда свободных земель, возможность вести хозяйство самому, не оглядываясь на помещика, который и после отмены крепостного права обладал значительным экономическим и административным влиянием на селе. «Девятый вал» стихийного переселения царское правительство попыталось если уж не полностью подставить под контроль, то хотя бы регулировать. Организованным переселенцам обещали выплату пособия, 15 десятин земли, освобождение на три года от уплаты налогов и подателей и даже освобождение от рекрутской повинности. Однако сплошь и рядом многие из этих посулов остались невыполненными: пособия разворовывали чиновники, 15-десятинный надел выделялся на неудобных землях, а царские опричники все равно «забривали» крестьянских сыновей в солдаты. Так что, как отмечено в одной статье по истории Самарского края, «крестьяне предпочитали синицу самовольного перехода, которую держали в собственных руках, журавлю обещаний, недосягаемому в небесах бюрократических учреждений». Украинские переселенцы селились хуторами или малыми селами, ставя хаты далеко друг от друга. Так на территории современной Подъём-Михайловской волости возникли хутора Малороссы, Безводный, Соловки, Подлесный, Дудачный, Озерки, Вязовка, Восточный и другие. Часть из них уже исчезла, часть слилась в крупные поселения, а некоторые сохранились. И до сих пор среди современных каменных и деревянных строений на редкость в этих селах и поселках обмазанные саманом ослепительно белым от известки украинские хаты. Из трёх поселков, расположенных вдоль речки Малая Вязовка, Дудачный - самый крупный. В нем 254 жителя, 168 дворов. Поселок полностью газифицирован. Здесь сосредоточена основная социальная инфраструктура всех трёх поселков: правление СПК «Авангард», машинный двор, маслоцех СПК, начальная школа, сельский Дом культуры «Авангард» с библиотекой, фельдшерско-акушерский пункт, три магазина, один из которых сегодня «на евроремонте», как выразился один житель. Главная социальная проблема жителей всех трех поселков – безработица. А работой сельчан испокон веку обеспечивало сельхозпредприятие «Авангард», которое действительно когда-то было авангардным предприятием района. Но сейчас СПК ведет жесткую борьбу за выживание и пока еще живо.

Поселок Тридцатый

Поселок Тридцатый расположен на берегу небольшой речки Вязовка. В середине 18 века на этих землях была усадьба помещицы. Земля была разделена на участки под номерами, где работали арендаторы. Земли поселка «Тридцатый» находились на участке под номером 30.На участках селились люди по несколько дворов. В 1911г. стали приезжать переселенцы из Белоруссии и Украины. Землю покупали, арендовали. Стали образовываться хутора. Жили большими семьями по 9-13 и больше человек. Выращивали пшеницу, ячмень, держали скот, птицу. После революции организовали коммуну на базе помещичьей усадьбы, которая вскоре распалась. В 1930 году образовался колхоз.

Дата создания: 12.04.2013 10:46

Дата последнего изменения: 21.11.2022 14:14

На главную страницу